П.А. Сорокин – основоположник русской и американской социологических школ. Исторический процесс как процесс развития культуры. Типология ценностей. Реальность как сверхчувственное бытие в идеациональной культуре. Чувственная и идеалогическая культура.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 25.06.2013 |
Размер файла | 27,9 K |
- посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
- полная информация о работе
- весь список подобных работ
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Поволжский государственный университет сервиса
на тему: Ценности как основа типологии культур (П. А. Сорокин)
Наиболее полно культурологическая концепция изложена в многотомном сочинении «Социальная и культурная динамика» (1937-1941). Сущностью, основой культуры любого общества являются ценности, значения, нормы, символы.
1. Ценности как основа типологии культур
Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю духовную жизнь: искусство и науку, философию и религию, этику и право, нравы и обычаи, образ жизни и мышление, экономическую и политическую организацию. социологический культура типология идеациональный
Названия достаточно условны, в действительности, так сказать, «чистые» типы обнаружить довольно трудно. Но для описания приоритетных ценностных ориентации, господствующих или преобладающих в культуре, такой подход вполне правомерен.
Необходимо отметить, что за исходный пункт в описании типа культуры Сорокин предлагает принимать следующие признаки:
· Природа реальности, способ ее восприятия людьми. Возможны различные варианты: земная жизнь может казаться людям лишь иллюзией, временным пребыванием, а подлинная реальность находится за пределами, она сверхчувственна, нематериальна.
Другой способ отдает преимущество тому чувственному, материальному бытию, которое окружает людей, воспринимает органами чувств. Эта среда обитания формирует их потребности и ценности.
Третий вариант представляет уравновешенный синтез первого и второго, в нем сосуществуют и те и другие признаки.
· Природа целей и потребностей, требующих удовлетворения. Существуют телесные, чувственные потребности, такие как голод, жажда, секс, безопасность, удовлетворение которых необходимо для жизненного комфорта.
Комплекс этих признаков в различных модификациях образует различные типы культуры.
1.1 Идеациональная культура
Первый тип — идеациональная культура. Она лежит в основе брахманской Индии, буддистской и ламаистской культур, греческой культуры с VIII по конец VI в. до н. э., европейского Средневековья.
Идеалом становятся аскетизм, отшельничество, житие святых духовных отцов и реформаторов, христианских апостолов. Таковы разновидности этого типа культуры аскетического и активного идеациализма. [6]
Весь чувственный мир рассматривался лишь как временное «прибежище человека», в котором последний — странник, стремящийся достичь вечной обители Бога. Таков был менталитет человека идеациональной культуры.
Закат средневековой культуры начался в Европе в конце XII в., когда стали выдвигаться новые ценности и утверждался чувственный тип культуры.
1.2 Чувственная культура
Второй тип — чувственная, или сенситивная, культура.
Особое значение приобретают новые технологии, медицинские средства, прикладные науки; героями становятся великие исторические деятели, завоеватели, основатели империй, ученые, конструкторы, артисты, музыканты.
Третий вариант — цинический чувственный менталитет — характеризуется распространением лицемерия, умелого сбрасывания и переодевания масок, приспособленчества ради выживания и выгоды.
Все духовное, сверхчувственное осмеивается как ненаучное. В такой культуре материальные ценности становятся определяющими, начиная от богатства до повседневного комфорта. Это приводит к вытеснению вечных ценностей временными.
Жизнь должна посвящаться не Богу и не далекому будущему, а лозунгу «Рай немедленно! Здесь и сейчас!»
1.3 Идеалистическая культура
Идеалистический культурный менталитет ориентирован на позитивные ценности, он избегает патологических и негативных явлений, намеренно приукрашивая жизнь, стремясь подчеркнуть благородные черты.
Здесь нет крайностей идеационального и чувственного стилей культуры, в нем сбалансированы материальные и духовные ценности, но преимущество отдано высоким нравственным идеалам.
2. Общая характеристика типологии культур
Этот тезис, сформулированный в «Динамике», был впоследствии реализован в экспериментальной деятельности Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму. «Таинственная энергия любви» — так П.А. Сорокин назвал свой проект.
Кризис западной культуры представляет собой лишь разрушение чувственной формы культуры, утвердившейся в обществе. За ним последует переходный период, а затем постепенно будет складываться новая форма культуры с иными ценностями.
В западном обществе такой переход уже осуществлялся в истории. Когда идеациональная культура исчерпала свои возможности, на смену ей пришли ценности чувственной культуры.
Но это не привело к «закату» общества, не парализовало его творческие силы. После хаоса переходного периода начался новый подъем, и в течение пяти веков западная культура демонстрировала перед всем миром свое великолепие.
Все великие культуры подвергались таким изменениям, ибо ни одна из форм культуры не беспредельна в своих возможностях. Более того, те культуры, которые не изменяли форму, не находили новых ценностей, становились инертными, мертвыми, непродуктивными.
Из разнообразия форм существования энергии любви он выделяет три аспекта: космический, биологический и психологический.
В биологическом аспекте рассматривается альтруистическая любовь, которая проявляется в помощи, сотрудничестве, заботе о потомстве и необходима для существования жизни.
Альтруистическая любовь разделяется на два вида: «Эрос и Агапе». Все великие апостолы любви — Будда, Иисус Христос, Лао-Цзы, Махатма Ганди и др. — проповедовали и жили по законам Агапе.
«Любовь — витамин для здорового роста ребенка», — так П.А. Сорокин называет один из разделов своего трактата. «Любовь порождает любовь, ненависть рождает ненависть», — отмечает П.А. Сорокин.
Существуют также типологические теории, в которых в качестве структурной основы того или иного типа культуры рассматривается культурно-детерминированное поведение индивида (Фейблман, Мердок и др.).
Список использованной литературы
1. История культурологических теорий. — 2-е изд., перераб. и дополненное. — СПб.: Питер, 2005.
2. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Библионика, 2005.
3. Розин В.М. Культурология: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2005..
4. Социальная теория и кадровая политика Щёкин Г. В. 2000
5. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб., 2000.
6. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. — СПб., 2000.
7.Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Культура как предмет культурологии. Типология культур. Основание типологии культуры. Варианты типологии культур. Задачи, решаемые с помощью метода типологии культур. Периодизация истории культуры. Периодизация русской культуры.
контрольная работа [20,1 K], добавлен 12.06.2007
Краткая биография жизни и деятельности П. Сорокина — известного российско-американского социолога и культуролога. Социокультурный процесс и культурная динамика. Представления Сорокина о культурном развитии. Сорокин о будущем культуры и культурных стилей.
реферат [38,7 K], добавлен 04.09.2011
Динамика культуры П.А. Сорокина. Идеалистический, смешанный тип культуры. Созидательные силы культуры. Формы существования энергии любви. Идеалистический культурный менталитет. Типология культуры, разработанная П.А. Сорокиным. Вытеснение вечных ценностей.
реферат [19,1 K], добавлен 28.11.2014
Представление Питирима Сорокина о культурном развитии. Идеациональная, чувственная и идеалистическая культура. Предположения Сорокина о тенденциях развития культуры и общества: банкротство и саморазрушение чувственной культуры и чувственного человека.
контрольная работа [21,3 K], добавлен 05.11.2009
Объект, предмет, методы и структура культурологии. Значение и функции культуры, этимология слова. Связь культуры, общества и цивилизации. Структурные элементы культуры, ее основные символы и язык, ценности и нормы. Типология культуры Сорокина и Ясперса.
шпаргалка [95,8 K], добавлен 06.01.2012
Традиции в культуре: виды, динамика развития. Традиции народов мира в разные периоды времени. Ценности в культуре: система культурных ценностей средиземноморской римской империи в I – II вв. Значение традиций и ценностей для развития культуры.
реферат [20,2 K], добавлен 11.09.2008
Историческая периодизация отечественной культуры (от Руси к России). Наличие у русской культуры собственной типологизации, не покрываемой общезападной типологизацией. Место русской культуры в типологии культуры Н. Данилевского по книге «Россия и Европа».
контрольная работа [33,1 K], добавлен 24.06.2016
Этнографическая типология культур. Древний Восток как культура ценностей, его значение в истории общечеловеческой культуры. Типология культурного развития, делящая всю историю человечества на четыре периода: каменный, медный, бронзовый и железный века.
контрольная работа [43,0 K], добавлен 01.02.2016
Изучение философских и социологических подходов к пониманию культуры. Процесс исторического развития творческих сил, знаний и способностей человека. Культура — важный элемент регуляции общественной жизни. Реализация целевой программы развития культуры.
презентация [309,7 K], добавлен 04.12.2016
Ранний этап развития русской культуры. Языческая культура древних славян. Основные особенности русской средневековой духовной культуры. Истоки русской культуры: ценности, язык, символы, мировоззренческие схемы. Значение принятия христианства из Византии.
контрольная работа [40,4 K], добавлен 13.03.2010
Предварительный просмотр:
Типология культур по принципу доминирующей ценности. (П.А.Сорокин)
Наиболее полно культурологическая концепция П.А.Сорокиеа изложена в многотомном сочинении «Социальная и культурная динамика». Сущностью, основой культуры любого общества являются ценности, значения, нормы, символы.
Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю духовную жизнь: искусство и науку, философию и религию, этику и право, нравы и обычаи, образ жизни и мышление, экономическую и политическую организацию.
Необходимо отметить, что за исходный пункт в описании типа культуры Сорокин предлагает принимать следующие признаки:
• Природа реальности, способ ее восприятия людьми. Возможны различные варианты: земная жизнь может казаться людям лишь иллюзией, временным пребыванием, а подлинная реальность находится за пределами, она сверхчувственна, нематериальна.
Другой способ отдает преимущество тому чувственному, материальному бытию, которое окружает людей, воспринимается органами чувств. Эта среда обитания формирует их потребности и ценности.
Третий вариант представляет уравновешенный синтез первого и второго, в нем сосуществуют и те и другие признаки. [7, с. 112]
• Природа целей и потребностей, требующих удовлетворения. Существуют телесные, чувственные потребности, такие как голод, жажда, секс, безопасность, удовлетворение которых необходимо для жизненного комфорта.
Комплекс этих признаков в различных модификациях образует различные типы культуры.
Здесь нет крайностей идеационального или чувственного стилей культуры, в нем сбалансированы материальные и духовные ценности, но преимущество отдано высоким нравственным идеалам.
К данному типу культуры Сорокин относит западноевропейскую культуру 13-14 столетия, а также древнегреческую культуру 5-6 века до нашей эры. [10, с. 44]
ЕГЭ. Обществознание. Задание № 29. Эссе. АРГУМЕНТЫ. Тема: «ЭКОНОМИКА». Микротема: «Деньги. Богатство».
Предложены цитаты по теме «Деньги. Богатство».
Даны краткие сведения об авторах цитат, а также пояснён основный смысл высказываний.
Предложено 5 аргументов по теме из разных источников.
ЦИТАТЫ.
«Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться».
(Наполеон I Бонапарт, император Франции, полководец, государственный деятель).
Умение пользоваться богатством, находить ему достойное применение, заставить его работать на себя и общество – главное назначение денег.
«Умеренность — это богатство бедняков, алчность — это бедность богачей»
(П. Сир, древнеримский поэт эпохи Цезаря и Августа).
Способность денег развращать души людей, приводить к нравственной деградации. Алчность способна разорить богача, а умеренность обогатить бедняка.
«Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой».
(Ф. Бэкон, английский историк, философ, политик конца XVI — начала XVII века).
Сила денег, их влияние на человека огромно. Важно понять назначение денег, не стать их рабом, а заставить служить себе и обществу.
Главная цель капитала — не добыть как можно больше денег, а добиться
того, чтобы деньги вели к улучшению жизни».
(Г. Форд, американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру; его лозунг — «автомобиль для всех»).
О назначении капитала: его приобретение не должно являться самоцелью, капитал должен служить улучшению жизни.
«Золотой дождь размывает все границы».
(Т. Карлейль, британский писатель, историк, философ XIX века).
Стремление к наживе, к обогащению часто приводит к потере нравственности, к «стиранию» всех нормальных связей меду людьми.
«Индивидуум, движимый только жаждой денег, явно болен. То же, я полагаю, можно сказать о компании, единственная цель которой – прибыль». (Р. Хэйан)
И отдельный человек, и компания, занимающаяся бизнесом, – «больны»., если главная их цель – деньги любой ценой, когда они не могут правильно использовать их для улучшения жизни.
«Цель денег — не праздность, а умножение средств для полезного служения».
(Г. Форд, американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру; его лозунг — «автомобиль для всех»).
Мысль о назначении денег. Это не стремление к праздности, когда наличие большого количества денег приводит к весёлому времяпрепровождению, когда забывается необходимость работать. Деньги должны умножаться, чтобы служить человеку, помочь достойно жить.
АРГУМЕНТЫ.
Аргумент № 1.
Н.В. Гоголь. «Мёртвые души».
Аргумент № 2.
Аргумент № 3.
Деньги, к сожалению, могут сделать друзей – вагами, близких – чужими. «Золотой дождь» размывает все границы, в том числе и дружеские, семейные, нравственные.
Аргумент № 4.
«Жадность – всякому горю начало», — гласит народная пословица. К сожалению, каждый из нас может привести не один пример жадных, скупых людей.
Аргумент № 5.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.