Именно ценность служит основой и фундаментом каждой культуры эссе егэ

П.А. Сорокин – основоположник русской и американской социологических школ. Исторический процесс как процесс развития культуры. Типология ценностей. Реальность как сверхчувственное бытие в идеациональной культуре. Чувственная и идеалогическая культура.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.06.2013
Размер файла 27,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Поволжский государственный университет сервиса

на тему: Ценности как основа типологии культур (П. А. Сорокин)

Наиболее полно культурологическая концепция изложена в многотомном сочинении «Социальная и культурная динамика» (1937-1941). Сущностью, основой культуры любого общества являются ценности, значения, нормы, символы.

1. Ценности как основа типологии культур

Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю духовную жизнь: искусство и науку, философию и религию, этику и право, нравы и обычаи, образ жизни и мышление, экономическую и политическую организацию. социологический культура типология идеациональный

Названия достаточно условны, в действительности, так сказать, «чистые» типы обнаружить довольно трудно. Но для описания приоритетных ценностных ориентации, господствующих или преобладающих в культуре, такой подход вполне правомерен.

Необходимо отметить, что за исходный пункт в описании типа культуры Сорокин предлагает принимать следующие признаки:

· Природа реальности, способ ее восприятия людьми. Возможны различные варианты: земная жизнь может казаться людям лишь иллюзией, временным пребыванием, а подлинная реальность находится за пределами, она сверхчувственна, нематериальна.

Другой способ отдает преимущество тому чувственному, материальному бытию, которое окружает людей, воспринимает органами чувств. Эта среда обитания формирует их потребности и ценности.

Третий вариант представляет уравновешенный синтез первого и второго, в нем сосуществуют и те и другие признаки.

· Природа целей и потребностей, требующих удовлетворения. Существуют телесные, чувственные потребности, такие как голод, жажда, секс, безопасность, удовлетворение которых необходимо для жизненного комфорта.

Комплекс этих признаков в различных модификациях образует различные типы культуры.

1.1 Идеациональная культура

Первый тип — идеациональная культура. Она лежит в основе брахманской Индии, буддистской и ламаистской культур, греческой культуры с VIII по конец VI в. до н. э., европейского Средневековья.

Идеалом становятся аскетизм, отшельничество, житие святых духовных отцов и реформаторов, христианских апостолов. Таковы разновидности этого типа культуры аскетического и активного идеациализма. [6]

Весь чувственный мир рассматривался лишь как временное «прибежище человека», в котором последний — странник, стремящийся достичь вечной обители Бога. Таков был менталитет человека идеациональной культуры.

Закат средневековой культуры начался в Европе в конце XII в., когда стали выдвигаться новые ценности и утверждался чувственный тип культуры.

1.2 Чувственная культура

Второй тип — чувственная, или сенситивная, культура.

Особое значение приобретают новые технологии, медицинские средства, прикладные науки; героями становятся великие исторические деятели, завоеватели, основатели империй, ученые, конструкторы, артисты, музыканты.

Третий вариант — цинический чувственный менталитет — характеризуется распространением лицемерия, умелого сбрасывания и переодевания масок, приспособленчества ради выживания и выгоды.

Все духовное, сверхчувственное осмеивается как ненаучное. В такой культуре материальные ценности становятся определяющими, начиная от богатства до повседневного комфорта. Это приводит к вытеснению вечных ценностей временными.

Кстати! Будет интересно узнать:   Как закрутить винтовые сваи с помощью мотобура

Жизнь должна посвящаться не Богу и не далекому будущему, а лозунгу «Рай немедленно! Здесь и сейчас!»

1.3 Идеалистическая культура

Идеалистический культурный менталитет ориентирован на позитивные ценности, он избегает патологических и негативных явлений, намеренно приукрашивая жизнь, стремясь подчеркнуть благородные черты.

Здесь нет крайностей идеационального и чувственного стилей культуры, в нем сбалансированы материальные и духовные ценности, но преимущество отдано высоким нравственным идеалам.

2. Общая характеристика типологии культур

Этот тезис, сформулированный в «Динамике», был впоследствии реализован в экспериментальной деятельности Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму. «Таинственная энергия любви» — так П.А. Сорокин назвал свой проект.

Кризис западной культуры представляет собой лишь разрушение чувственной формы культуры, утвердившейся в обществе. За ним последует переходный период, а затем постепенно будет складываться новая форма культуры с иными ценностями.

В западном обществе такой переход уже осуществлялся в истории. Когда идеациональная культура исчерпала свои возможности, на смену ей пришли ценности чувственной культуры.

Но это не привело к «закату» общества, не парализовало его творческие силы. После хаоса переходного периода начался новый подъем, и в течение пяти веков западная культура демонстрировала перед всем миром свое великолепие.

Все великие культуры подвергались таким изменениям, ибо ни одна из форм культуры не беспредельна в своих возможностях. Более того, те культуры, которые не изменяли форму, не находили новых ценностей, становились инертными, мертвыми, непродуктивными.

Из разнообразия форм существования энергии любви он выделяет три аспекта: космический, биологический и психологический.

В биологическом аспекте рассматривается альтруистическая любовь, которая проявляется в помощи, сотрудничестве, заботе о потомстве и необходима для существования жизни.

Альтруистическая любовь разделяется на два вида: «Эрос и Агапе». Все великие апостолы любви — Будда, Иисус Христос, Лао-Цзы, Махатма Ганди и др. — проповедовали и жили по законам Агапе.

«Любовь — витамин для здорового роста ребенка», — так П.А. Сорокин называет один из разделов своего трактата. «Любовь порождает любовь, ненависть рождает ненависть», — отмечает П.А. Сорокин.

Существуют также типологические теории, в которых в качестве структурной основы того или иного типа культуры рассматривается культурно-детерминированное поведение индивида (Фейблман, Мердок и др.).

Список использованной литературы

1. История культурологических теорий. — 2-е изд., перераб. и дополненное. — СПб.: Питер, 2005.

2. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Библионика, 2005.

3. Розин В.М. Культурология: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2005..

4. Социальная теория и кадровая политика Щёкин Г. В. 2000

5. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб., 2000.

6. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. — СПб., 2000.

7.Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Культура как предмет культурологии. Типология культур. Основание типологии культуры. Варианты типологии культур. Задачи, решаемые с помощью метода типологии культур. Периодизация истории культуры. Периодизация русской культуры.

контрольная работа [20,1 K], добавлен 12.06.2007

Краткая биография жизни и деятельности П. Сорокина — известного российско-американского социолога и культуролога. Социокультурный процесс и культурная динамика. Представления Сорокина о культурном развитии. Сорокин о будущем культуры и культурных стилей.

Кстати! Будет интересно узнать:   Ленточный фундамент из кирпича

реферат [38,7 K], добавлен 04.09.2011

Динамика культуры П.А. Сорокина. Идеалистический, смешанный тип культуры. Созидательные силы культуры. Формы существования энергии любви. Идеалистический культурный менталитет. Типология культуры, разработанная П.А. Сорокиным. Вытеснение вечных ценностей.

реферат [19,1 K], добавлен 28.11.2014

Представление Питирима Сорокина о культурном развитии. Идеациональная, чувственная и идеалистическая культура. Предположения Сорокина о тенденциях развития культуры и общества: банкротство и саморазрушение чувственной культуры и чувственного человека.

контрольная работа [21,3 K], добавлен 05.11.2009

Объект, предмет, методы и структура культурологии. Значение и функции культуры, этимология слова. Связь культуры, общества и цивилизации. Структурные элементы культуры, ее основные символы и язык, ценности и нормы. Типология культуры Сорокина и Ясперса.

шпаргалка [95,8 K], добавлен 06.01.2012

Традиции в культуре: виды, динамика развития. Традиции народов мира в разные периоды времени. Ценности в культуре: система культурных ценностей средиземноморской римской империи в I – II вв. Значение традиций и ценностей для развития культуры.

реферат [20,2 K], добавлен 11.09.2008

Историческая периодизация отечественной культуры (от Руси к России). Наличие у русской культуры собственной типологизации, не покрываемой общезападной типологизацией. Место русской культуры в типологии культуры Н. Данилевского по книге «Россия и Европа».

контрольная работа [33,1 K], добавлен 24.06.2016

Этнографическая типология культур. Древний Восток как культура ценностей, его значение в истории общечеловеческой культуры. Типология культурного развития, делящая всю историю человечества на четыре периода: каменный, медный, бронзовый и железный века.

контрольная работа [43,0 K], добавлен 01.02.2016

Изучение философских и социологических подходов к пониманию культуры. Процесс исторического развития творческих сил, знаний и способностей человека. Культура — важный элемент регуляции общественной жизни. Реализация целевой программы развития культуры.

презентация [309,7 K], добавлен 04.12.2016

Ранний этап развития русской культуры. Языческая культура древних славян. Основные особенности русской средневековой духовной культуры. Истоки русской культуры: ценности, язык, символы, мировоззренческие схемы. Значение принятия христианства из Византии.

контрольная работа [40,4 K], добавлен 13.03.2010

Предварительный просмотр:

Типология культур по принципу доминирующей ценности. (П.А.Сорокин)

Наиболее полно культурологическая концепция П.А.Сорокиеа изложена в многотомном сочинении «Социальная и культурная динамика». Сущностью, основой культуры любого общества являются ценности, значения, нормы, символы.

Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю духовную жизнь: искусство и науку, философию и религию, этику и право, нравы и обычаи, образ жизни и мышление, экономическую и политическую организацию.

Необходимо отметить, что за исходный пункт в описании типа культуры Сорокин предлагает принимать следующие признаки:

• Природа реальности, способ ее восприятия людьми. Возможны различные варианты: земная жизнь может казаться людям лишь иллюзией, временным пребыванием, а подлинная реальность находится за пределами, она сверхчувственна, нематериальна.

Другой способ отдает преимущество тому чувственному, материальному бытию, которое окружает людей, воспринимается органами чувств. Эта среда обитания формирует их потребности и ценности.

Третий вариант представляет уравновешенный синтез первого и второго, в нем сосуществуют и те и другие признаки. [7, с. 112]

• Природа целей и потребностей, требующих удовлетворения. Существуют телесные, чувственные потребности, такие как голод, жажда, секс, безопасность, удовлетворение которых необходимо для жизненного комфорта.

Кстати! Будет интересно узнать:   Типология культур по принципу доминирующей ценности

Комплекс этих признаков в различных модификациях образует различные типы культуры.

Здесь нет крайностей идеационального или чувственного стилей культуры, в нем сбалансированы материальные и духовные ценности, но преимущество отдано высоким нравственным идеалам.

К данному типу культуры Сорокин относит западноевропейскую культуру 13-14 столетия, а также древнегреческую культуру 5-6 века до нашей эры. [10, с. 44]

ЕГЭ. Обществознание. Задание № 29. Эссе. АРГУМЕНТЫ. Тема: «ЭКОНОМИКА». Микротема: «Деньги. Богатство».

Предложены цитаты по теме «Деньги. Богатство».

Даны краткие сведения об авторах цитат, а также пояснён основный смысл высказываний.

Предложено 5 аргументов по теме из разных источников.

ЦИТАТЫ.

«Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться».

(Наполеон I Бонапарт, император Франции, полководец, государственный деятель).

Умение пользоваться богатством, находить ему достойное применение, заставить его работать на себя и общество – главное назначение денег.

«Умеренность — это богатство бедняков, алчность — это бедность богачей»

(П. Сир, древнеримский поэт эпохи Цезаря и Августа).

Способность денег развращать души людей, приводить к нравственной деградации. Алчность способна разорить богача, а умеренность обогатить бедняка.

«Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой».

(Ф. Бэкон, английский историк, философ, политик конца XVI — начала XVII века).

Сила денег, их влияние на человека огромно. Важно понять назначение денег, не стать их рабом, а заставить служить себе и обществу.

Главная цель капитала — не добыть как можно больше денег, а добиться

того, чтобы деньги вели к улучшению жизни».

(Г. Форд, американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру; его лозунг — «автомобиль для всех»).

О назначении капитала: его приобретение не должно являться самоцелью, капитал должен служить улучшению жизни.

«Золотой дождь раз­мы­ва­ет все границы».

(Т. Карлейль, британский писатель, историк, философ XIX века).

Стремление к наживе, к обогащению часто приводит к потере нравственности, к «стиранию» всех нормальных связей меду людьми.

«Индивидуум, дви­жи­мый толь­ко жаж­дой денег, явно болен. То же, я полагаю, можно ска­зать о компании, един­ствен­ная цель ко­то­рой – прибыль». (Р. Хэйан)

И отдельный человек, и компания, занимающаяся бизнесом, – «больны»., если главная их цель – деньги любой ценой, когда они не могут правильно использовать их для улучшения жизни.

«Цель денег — не праздность, а умно­же­ние средств для по­лез­но­го служения».

(Г. Форд, американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру; его лозунг — «автомобиль для всех»).

Мысль о назначении денег. Это не стремление к праздности, когда наличие большого количества денег приводит к весёлому времяпрепровождению, когда забывается необходимость работать. Деньги должны умножаться, чтобы служить человеку, помочь достойно жить.

АРГУМЕНТЫ.

Аргумент № 1.

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души».

Аргумент № 2.

Аргумент № 3.

Деньги, к сожалению, могут сделать друзей – вагами, близких – чужими. «Золотой дождь» размывает все границы, в том числе и дружеские, семейные, нравственные.

Аргумент № 4.

«Жадность – всякому горю начало», — гласит народная пословица. К сожалению, каждый из нас может привести не один пример жадных, скупых людей.

Аргумент № 5.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector