Педагогическое мастерство — понятие, структура, содержание. Педагогическая деятельность как реализация индивидуальных творческих способностей преподавателей. Понятие профессиограммы преподавателя, уровень его психологической культуры и самообразования.
Рубрика | Педагогика |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 13.10.2010 |
Размер файла | 70,5 K |
- посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
- полная информация о работе
- весь список подобных работ
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
- 1
- 2
- 3
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
по дисциплине: основы педагогического мастерства.
Тема: Компоненты педагогического мастерства
студент ИЗО 250а гр.
Ильина Мария Игоревна
Ваганова Маргарита Юрьевна,
Содержание
1. Педагогическое мастерство, понятие, структура, содержание
А.С. Макаренко
Нет единого мнения, что такое педагогическое мастерство. Одни считают, что это свойство, особенности личности, другие — что это знания, умения, навыки, третьи объединяют и то и другое вместе, четвертые — что это уровень осуществления профессиональной деятельности и т.д.
Первым следует назвать определение термина, предложенное С.И. Ожеговым и звучащее так: «Мастерство — это высокое искусство в какой — либо области».
Далее авторские определения:
А.И. Щербаков: «Педагогическое мастерство — это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя.
Н.Н. Тарасевич: «Педагогическое мастерство — комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности».
Л.А. Байкова: «Педагогическое мастерство — высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания развития ребенка».
Познакомьтесь со структурой (компонентами) педагогического мастерства, предложенной доцентом Рязанского государственного педагогического университета Л.К. Гребенкиной.
Педагогическое мастерство с технологической точки зрения — это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности.
Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств учителя — профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшим из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность.
Следующий компонент педагогического мастерства — это общая культура педагога, своеобразный механизм, на основе которого развиваются профессионально значимые качества педагога. Общая культура личности это гармония культуры знания, творческого действия, чувств и общения. По своей структуре культура личности состоит из двух уровней: внутренней и внешней. Внутренняя культура — совокупность духовных ценностей человека: его чувств, знаний, нравственных принципов и взглядов, представлений о чести, чувстве собственного достоинства и самоуважения. Внешняя культура — это способ проявления духовного мира человека в общении, поведении, внешнем виде. Одним из составных элементов общей культуры человека является профессиональная культура личности, в нашем случае — педагогическая. Признаками педагогической культуры учителя является интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность и педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству и педагогическое мастерство. В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство.
Гуманистическая направленность личности педагога — это его интересы, ценности, идеалы. Каждый учитель должен стать гуманистом, признавать человека как высшую ценность на земле, а, следовательно, в своей педагогической деятельности осознавать значимость личности каждого ребенка, строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения. Проявления гуманистического стиля взаимоотношения учителя и учащихся следует рассматривать как показатель профессионального мастерства педагога.
Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения. Это философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания. Профессиональные знания учителя формируются на всех уровнях (методологическом, информационно-содержательном, методическом, технологическом, творческом) и становятся базой педагогического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция — необходимой предпосылкой успешной работы учителя.
Велика роль профессиональных способностей учителя в его успешной деятельности. Ученые-исследователи выделяют ведущие из них:
Дидактические способности, благодаря которым учитель успешно осуществляет отбор содержания и методов обучения, доступно излагает учебный материал;
Коммуникативные способности позволяют быстро устанавливать целесообразное общение, контакт с учащимися;
Перцептивные способности, которые выражаются в наблюдательности по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, в глубоком понимании возрастных и индивидуальных способностей воспитуемых;
Эмоциональные способности позволяют чувствовать, управлять своими эмоциями, владеть собой;
Экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения;
Организаторские способности, обеспечивающие порядок и дисциплину в классе, слаженную работу ученического самоуправления, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;
Суггестивные, способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся;
Прогностические, способность намечать перспективы;
Креативность и импровизацию, способность к творчеству;
Интуицию, способность предвидеть;
Эмпатию, способность к сопереживанию;
Научно-познавательные, или академические способности, связанные с усвоением новых знаний, приобретением умений, навыков, желанием трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт учителей.
Табл.1
Компоненты педагогического мастерства
Высокий уровень общей и педагогической культуры
Основа педагогического мастерства.
Условие педагогического творчества.
Условие эффективности и качества учебно-воспитательного процесса.
Средство успешной самореализации педагога.
Человек- абсолютная ценность.
Духовно — нравственная культура.
Трудолюбие и работоспособность.
Эмоционально — ценностные и т.д.