Текст научной работы на тему «Картина мира как философское понятие и мировоззренческая система взглядов: история и перспективы изучения»
УДК 113 ББК 87.21
картина мира как философское понятие и мировоззренческая система взглядов: история и перспективы изучения
Вселенная, картина мира, мировоззрение, Сибирь, научная картина мира, традиционная культура, художник, человек, этнос.
Научная картина мира являет собой синтезированный образ действительности, субстанциированный интеграцией различных отраслей современного научного знания. Заметим, что современная научная картина мира в значительной
Приведем один из фрагментов исследования, сформулированный в ходе
1 Полевой материал автора 1999 — 2007 гг.
более совершенно, гармонично, представляя собой одушевленный организм, который дышит, слушает, говорит.
зисную форму и будет способствовать сохранению целостности культуры региона, пониманию изначальной содержательности ее знаковой системы и художественной образности. Все это позволит определить
сожержание, специфику и функции художественного наследия, равно как и пути его дальнейшего развития, сохранения памяти этноса, культуры региона, России в целом.
[1] Батракова С.П. Образ мира в живописи ХХ века (К постановке проблемы) / На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве ХХ века. Сб. ст. / Отв. ред. А.В. Бартошевич. — М.: Наука, 1994. — C. 5-42. [2] Гребенникова Н.С. Традиция и этническая картина мира. Вестник Томского гос.ун-та. Бюлл. оперативн.научн.информ., № 60. Картина мира (лингвист. и этнокульт. аспекты). — Томск, 2006. -С. 70-74. [4] Злыднева Н.В. Балканский менталитет и изобразительное искусство. Проблемы типологии балканской культуры / Научн. доклад на соиск. уч. ст. доктора искусствоведения. — М., 1998. — 38 с. [5] Иванов В.Г., Солдатов А.В. Проблема мироздания в науке и культуре. — СПб.: Изд-во С-Пб. ун-та, 1994.- 180 с. [6] Казин А.А. Философия искусства в русской и европейской духовной традиции. — СПб.: Алетея, 2000.- 429 с. [7] Картина мира и способы ее репрезентации / Сб. научн. докл. конф. «Национальные картины мира: язык, литература, культура, образование», 21-24 апреля 2003. Курск / Отв. ред. Л.И. Гришаева и М.К. Попова. Вып. 2. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003. — 325 с. [8] Культурология: учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Высшее образование, 2008. -566 с. [9] Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Под ред. В.С. Степина.- М.: Мысль, 2001, Т. 3.- 692 с. [10] Резниченко Е.А. Гуманитаризация картины мира в конце ХХ века / Автореф. . канд. философ. наук. — М., 2000. [11] Тимощук А.С. Традиционная культура: сущность и существование / Автореф. . д. филос. наук. -Нижний Новгород, 2007. — 46 с. [12] Философский словарь / Пер. с нем.; общ. ред. В.А. Малинина. — М.: Республика, 2003. — 575 с. [13] Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд. — М.: Республика, 2001. — 719 с. [14] Флиер А.Я., Полетаева М.А. Тезаурус основных понятий культурологии. Уч. пособие. — М.: МГУКИ, 2008. — 284 с. [15] Эдингер Эдвард Ф. Творение сознания. Миф Юнга для современного человека / Пер. с англ. К.М. Бутырина; науч. ред. В.В. Зеленского.- СПб: Б&К, 2001. — 112 с. [16] Якимович А. Искусство ХХ века. (Эпистемология картины мира) // Искусствоведение. — 1998. 1. -С. 226-258. [17] Яковлева М.Н., Сергеев Д.И. Картина мира как исходный пункт формирования «герменевтической потребности» // Культурологические исследования 05: Сб. научн. тр. — СПб.: Астерион, 2005. -С. 270-274.Предварительный просмотр:
XII Региональный конкурс молодых исследователей
«Ступень в науку»
Секция: Социология и политология
Тема : «Гражданственность как ценность современных подростков»
Автор работы: Брызгалова Диана
Место выполнения работы:
МБОУ СОШ № 25, 11«А» класс
Бузоева Залина Султановна,
1.Содержание понятия «гражданственность» 6
2. Формирование чувства гражданственности у современных школьников в МБОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е 16
Список литературы 20
Наличие гражданского общества — важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни.
Актуальность проблемы воспитания гражданственности, обусловленная потребностью общества в формировании нового типа личности.
Цель исследования — обосновать необходимость воспитания чувства гражданственности у школьников.
Объектом исследования является процесс изучения формирования чувства гражданственности у школьников в условиях общеобразовательного учреждения.
Предметом исследования воспитание гражданственности у школьников.
Исходя из определения цели и формулировки гипотезы, в исследовании, были поставлены следующие задачи:
-осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования и уточнить содержание понятий: «Родина», «гражданственность» «гражданские права», «гражданские обязанности», «Патриотизм».
-определить сформированность чувства гражданственности у школьников.
Структура работы . Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложений.
1.Содержание понятия «гражданственность»
Содержание понятия «гражданственность» историко-педагогические предпосылки становления и развития проблемы гражданского воспитания в России.
Понятие «гражданственность — многозначно:
«Патриот — это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины».
«Патриотизм (греч. Patris) — отечество — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».
Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:
2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им.
Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины.
Особое значение имеет степень развитости патриотизма и гражданственности у современного поколения молодежи. И от того, насколько это поколение обретет и освоит патриотические и гражданские ценности, во многом будет зависеть будущее нашей Родины.
Любовь к Родине и служение интересам государства — вот что могло бы помочь подняться на ноги нашему современному обществу.
Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в образовательных учреждениях..
Гражданственность созидательна, а значит, формируется через деятельность каждого учителя, школьника, родителя, действующего в единой системе.
В условиях интернационализации образовательного пространства и научной деятельности принципиальное значение имеет возможность приобщения к соответствующему международному опыту.
Проблема гражданского воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план, и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.
— сбор материала об участниках войн, о героях труда, об истории района, города, поселка и т.п.; создание или пополнение выставки, школьного (или краеведческого) музея;
— выступление с устным журналом, «живой газетой», выпуск газеты-«молнии» по злободневным вопросам местной жизни;
— участие в благоустройстве населенного пункта, в оформлении школы, клуба и других общественных зданий и сооружений, например, способом трудовых атак;
— создание выставок, рисунков, поделок; проведение экскурсий и подготовка экскурсоводов из местных школьников; устройство вечеров поэзии, живописи, музыки;
Каковы же основные пути гражданского воспитания?
В процессе гражданского воспитания школьников формируется опыт активного социального действия. Решению этой задачи способствует форма социальных проектов школьников, получившая распространение в современной школе.
Гражданское воспитание в российском образовательном пространстве имеет ряд особенностей:
-характерна специфика понимания гражданственности на духовно-нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом.
-наличие идеи сплоченности народа в интересах достижения государственных целей, основанной на историческом опыте России, страны полиэтничной и многоконфессиональной;
— поликультурный характер образовательной среды.
Исходя из цели и особенностей гражданского воспитания современные исследователи выделяют следующие основные задачи гражданского воспитания в школе:
-создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей;
-создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданско-правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем;
— формирование первичных ценностных ориентаций;
— формирование правовой культуры, гражданских умений и гражданского поведения;
— формирование навыков коллективной деятельности, сотрудничества;
формирование опыта овладения культурой своего и других народов;
-формирование таких понятий, как семья, государство, Родина, малая родина;
-формирование гражданского мировоззрения;
-ознакомление школьников с государственными символами России, Конституцией РФ,Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав человека;
-воспитание гражданского отношения к Отечеству, к «другому»;
-воспитание чувств: достоинства, самоуважения, индивидуальности, ответственности, уверенности и защищенности, чувства жизненной цели;
воспитание чувства принадлежности к семье, друзьям, школе, коллективу единомышленников, малой родине, России;
-воспитания толерантного отношения к инокультурным проявлениям в окружающей жизни;
развитие мотивационной сферы школьников по ознакомлению и взаимодействию с другими культурами.
-пробуждение и развитие осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям).
Гражданское воспитание школьников в российском образовательном пространстве основывается на принципах: народности, гуманизации, ненасилия, непрерывности преемственности воспитательного процесса культуросообразности и толерантности.
Принципы гражданского воспитания имеют направленность на:
-обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;
-гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;
-сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;
-формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов.
Основными результатами гражданского воспитания являются:
самоидентификация детей с образцами гражданского поведения, гражданского служения Родине;
-социальная активность детей (применение знаний, умений, ценностных ориентаций в социальной практике).
Таким образом, можно сделать следующие выводы. На современном этапе развития российского общества целю гражданского воспитания является воспитание граждан правового демократического общества и государства.
Задачи гражданского воспитания решаются с учетом особенностей российского образовательного пространства через ценности, свойственные российскому менталитету – патриотизм, достоинство.
Гражданское воспитание основывается на общих принципах гражданского воспитания, которые вместе составляют взаимосвязанную систему, обеспечивающую эффективное выполнение целей и задач воспитания.
2. Формирование чувства гражданственности у школьников в условиях общеобразовательного учреждения.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к гражданскому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начли формироваться ещё в древности.
Воспитание гражданственности осуществляется в процессе всей жизнедеятельности человека.
Для выявления уровня сформированности гражданских качеств личности нами было проведено исследование учащихся 5 «а» класса (37обучающихся) МБОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е. г. Владикавказа, РСО – Алания.
Далее нами проведена диагностика сформированности у детей чувства гражданственности для этого мы, использовали следующую анкету, состоящую из 4-х блоков:
-Знание родного края;
Исследуемые нами качества личности оценивались по 3-х балльной шкале:
0 баллов — качество личности не сформировано;
1 балл — низкий уровень сформированности качества;
2 балла — средний уровень;
3 балла — высокий уровень сформированности исследуемого качества личности.
Диагностика показала, что чувство патриотизма у 18 учащихся — 50% от общего числа учащихся имеют низкий уровень сформированности данного качества, у 10 учащихся, 35 % имеют средний от общего числа учащихся 7-
15 %, высокий уровень не сформирован.
Трудолюбие 4 учащийся- 10 % имеют низкий уровень, 32 учащихся — 90% средний уровень и 0% -высокий уровень сформированности данного качества личности.
Доброта и отзывчивость сформирована у всех учащихся 5-го класса, но в разной степени: 100% имеют средний-37 учащихся, 0% низкий, высокий уровень сформированности этого качества.
Самодисциплина — 4 учащихся — 40% от общего числа учащихся имеют низкий уровень сформированности данного качества, у 6 учащихся, 60 % имеют средний от общего числа учащихся и 0% высокий уровень самодисциплины не сформирован.
Учитывая возрастные особенности школьников, можно сформировать у них систему обобщенных знаний о явлениях общественной жизни, которые являются предпосылкой их гражданского воспитания.
— формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
— воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
— воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
— вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
— воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
-развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
— воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предварительный просмотр:
XII Региональный конкурс молодых исследователей
«Ступень в науку»
Секция: Социология и политология
Тема : «Гражданственность как ценность современных подростков»
Автор работы: Брызгалова Диана
Место выполнения работы:
МБОУ СОШ № 25, 11«А» класс
Бузоева Залина Султановна,
1.Содержание понятия «гражданственность» 6
2. Формирование чувства гражданственности у современных школьников в МБОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е 16
Список литературы 20
Наличие гражданского общества — важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни.
Актуальность проблемы воспитания гражданственности, обусловленная потребностью общества в формировании нового типа личности.
Цель исследования — обосновать необходимость воспитания чувства гражданственности у школьников.
Объектом исследования является процесс изучения формирования чувства гражданственности у школьников в условиях общеобразовательного учреждения.
Предметом исследования воспитание гражданственности у школьников.
Исходя из определения цели и формулировки гипотезы, в исследовании, были поставлены следующие задачи:
-осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования и уточнить содержание понятий: «Родина», «гражданственность» «гражданские права», «гражданские обязанности», «Патриотизм».
-определить сформированность чувства гражданственности у школьников.
Структура работы . Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложений.
1.Содержание понятия «гражданственность»
Содержание понятия «гражданственность» историко-педагогические предпосылки становления и развития проблемы гражданского воспитания в России.
Понятие «гражданственность — многозначно:
«Патриот — это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины».
«Патриотизм (греч. Patris) — отечество — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».
Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:
2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им.
Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины.
Особое значение имеет степень развитости патриотизма и гражданственности у современного поколения молодежи. И от того, насколько это поколение обретет и освоит патриотические и гражданские ценности, во многом будет зависеть будущее нашей Родины.
Любовь к Родине и служение интересам государства — вот что могло бы помочь подняться на ноги нашему современному обществу.
Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в образовательных учреждениях..
Гражданственность созидательна, а значит, формируется через деятельность каждого учителя, школьника, родителя, действующего в единой системе.
В условиях интернационализации образовательного пространства и научной деятельности принципиальное значение имеет возможность приобщения к соответствующему международному опыту.
Проблема гражданского воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план, и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.
— сбор материала об участниках войн, о героях труда, об истории района, города, поселка и т.п.; создание или пополнение выставки, школьного (или краеведческого) музея;
— выступление с устным журналом, «живой газетой», выпуск газеты-«молнии» по злободневным вопросам местной жизни;
— участие в благоустройстве населенного пункта, в оформлении школы, клуба и других общественных зданий и сооружений, например, способом трудовых атак;
— создание выставок, рисунков, поделок; проведение экскурсий и подготовка экскурсоводов из местных школьников; устройство вечеров поэзии, живописи, музыки;
Каковы же основные пути гражданского воспитания?
В процессе гражданского воспитания школьников формируется опыт активного социального действия. Решению этой задачи способствует форма социальных проектов школьников, получившая распространение в современной школе.
Гражданское воспитание в российском образовательном пространстве имеет ряд особенностей:
-характерна специфика понимания гражданственности на духовно-нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом.
-наличие идеи сплоченности народа в интересах достижения государственных целей, основанной на историческом опыте России, страны полиэтничной и многоконфессиональной;
— поликультурный характер образовательной среды.
Исходя из цели и особенностей гражданского воспитания современные исследователи выделяют следующие основные задачи гражданского воспитания в школе:
-создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей;
-создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданско-правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем;
— формирование первичных ценностных ориентаций;
— формирование правовой культуры, гражданских умений и гражданского поведения;
— формирование навыков коллективной деятельности, сотрудничества;
формирование опыта овладения культурой своего и других народов;
-формирование таких понятий, как семья, государство, Родина, малая родина;
-формирование гражданского мировоззрения;
-ознакомление школьников с государственными символами России, Конституцией РФ,Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав человека;
-воспитание гражданского отношения к Отечеству, к «другому»;
-воспитание чувств: достоинства, самоуважения, индивидуальности, ответственности, уверенности и защищенности, чувства жизненной цели;
воспитание чувства принадлежности к семье, друзьям, школе, коллективу единомышленников, малой родине, России;
-воспитания толерантного отношения к инокультурным проявлениям в окружающей жизни;
развитие мотивационной сферы школьников по ознакомлению и взаимодействию с другими культурами.
-пробуждение и развитие осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям).
Гражданское воспитание школьников в российском образовательном пространстве основывается на принципах: народности, гуманизации, ненасилия, непрерывности преемственности воспитательного процесса культуросообразности и толерантности.
Принципы гражданского воспитания имеют направленность на:
-обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;
-гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;
-сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;
-формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов.
Основными результатами гражданского воспитания являются:
самоидентификация детей с образцами гражданского поведения, гражданского служения Родине;
-социальная активность детей (применение знаний, умений, ценностных ориентаций в социальной практике).
Таким образом, можно сделать следующие выводы. На современном этапе развития российского общества целю гражданского воспитания является воспитание граждан правового демократического общества и государства.
Задачи гражданского воспитания решаются с учетом особенностей российского образовательного пространства через ценности, свойственные российскому менталитету – патриотизм, достоинство.
Гражданское воспитание основывается на общих принципах гражданского воспитания, которые вместе составляют взаимосвязанную систему, обеспечивающую эффективное выполнение целей и задач воспитания.
2. Формирование чувства гражданственности у школьников в условиях общеобразовательного учреждения.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к гражданскому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начли формироваться ещё в древности.
Воспитание гражданственности осуществляется в процессе всей жизнедеятельности человека.
Для выявления уровня сформированности гражданских качеств личности нами было проведено исследование учащихся 5 «а» класса (37обучающихся) МБОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е. г. Владикавказа, РСО – Алания.
Далее нами проведена диагностика сформированности у детей чувства гражданственности для этого мы, использовали следующую анкету, состоящую из 4-х блоков:
-Знание родного края;
Исследуемые нами качества личности оценивались по 3-х балльной шкале:
0 баллов — качество личности не сформировано;
1 балл — низкий уровень сформированности качества;
2 балла — средний уровень;
3 балла — высокий уровень сформированности исследуемого качества личности.
Диагностика показала, что чувство патриотизма у 18 учащихся — 50% от общего числа учащихся имеют низкий уровень сформированности данного качества, у 10 учащихся, 35 % имеют средний от общего числа учащихся 7-
15 %, высокий уровень не сформирован.
Трудолюбие 4 учащийся- 10 % имеют низкий уровень, 32 учащихся — 90% средний уровень и 0% -высокий уровень сформированности данного качества личности.
Доброта и отзывчивость сформирована у всех учащихся 5-го класса, но в разной степени: 100% имеют средний-37 учащихся, 0% низкий, высокий уровень сформированности этого качества.
Самодисциплина — 4 учащихся — 40% от общего числа учащихся имеют низкий уровень сформированности данного качества, у 6 учащихся, 60 % имеют средний от общего числа учащихся и 0% высокий уровень самодисциплины не сформирован.
Учитывая возрастные особенности школьников, можно сформировать у них систему обобщенных знаний о явлениях общественной жизни, которые являются предпосылкой их гражданского воспитания.
— формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
— воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
— воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
— вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
— воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
-развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
— воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Текст научной работы на тему «Формирование языковой картины мира ребенка раннего возраста»
Формирование языковой картины мира ребенка раннего возраста
Ключевые слова: речь, ребенок, ранний возраст, языковая картина мира, онтолингвистика, воспитание, развитие, формирование речевых умений, мыслительные операции.
Formation of the Tender Age Child’s Language Picture of the World
Keywords: speech, child, tender age, the language picture of the world, ontolinguistics (the first language acquisition), education, development, formation of speech skills, mental operations.
слов он переходит к осознанию взаимосвязи предметов, явлений и слов, их обозначающих.
© Ефимова М. В., 2016
До трех лет ребенку, по мнению психологов, свойствен тотальный эгоцентризм — весь мир вращается вокруг него. Поэтому ему кажется, что
Динамика появления словоформ у ребенка раннего возраста
Возраст/ часть речи Существительное Глагол Прилагательное, наречие, категория состояния
Примечание: таблицы составлены на основании лонгитюда, наблюдения за одним ребенком, мальчиком. Однако можно предположить, что последовательность появления частей речи и их форм будет сохраняться. При этом у девочек речь будет развиваться быстрее.
Динамика формирования синтаксиса у ребенка раннего возраста
Возраст Тип предложений и примеры Примечания
Возраст Тип предложений и примеры Примечания
1 год 6 месяцев — 2 года Свободный порядок слов в простом распространенном предложении Ребенок учится говорить о себе в 1-м лице. Малыш уже может различать тему и рему. Появляются отдельные придаточные предложения
3-3,5 года Освоение ребенком всех остальных типов придаточного предложения Язык ребенка становится более образным, обогащается фразеологизмами. Речь — более связной, увеличивается объем монологического и диалогического высказывания
Первые прилагательные, появляющиеся к 1-2 годам, обозначают, как правило, размер предметов (большой, маленький) и/или простые цвета (синий, красный, зеленый). Ребенок пытается склонять существительные и прилагательные,
пока путая их род, допуская ошибки по аналогии: пошел с мамом, с папом. Глядя в небо, малыш говорит: «Какой красотища!» Если взрослые поправляют его, с удовольствием повторяет: «Какая красотища!».
В 2-2,5 года в речи ребенка появляются придаточные предложения. Их использование свидетельствует о новом скачке в развитии не только
речи, но и мышления, так как с их помощью малыш выражает временную, причинно-следственную связь явлений, показывает, что он понимает цель действий: Папа сказал, что я хулиганил; Мы пришли, чтобы помочь тебе починить шкаф; Дай мне пирожок, который лежит на столе.
К 2-м годам появляются первые выводы, на основании которых впоследствии малыш научится делать умозаключения. Например, он увидел
Таким образом, период раннего детства является решающим для формирования речи и индивидуальной картины мира человека. Поэтому он
так важен для взрослых, формирующих индивидуальную языковую и концептуальную картину мира малыша и этим определяющих его будущее.
2. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. — Изд. 5, испр. — М. : Лабиринт, 1999. — 352 с.
3. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить [Текст] / М. М. Кольцова. — М. : Советская Россия, 1973. — 160 с.
4. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / отв. ред. А. Г. Рузская. — М. : Институт практической психологии, 1997. — 383 с.
5. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Р. Лурия. — СПб. : Питер, 2006 — 320 с.
6. Масару, И. После трех уже поздно [Текст] / Ибука Масару, перевод с яп. Н. Перова. — М. : Альпи-на Нон-Фикшн, 2011, — 221с.
7. Словарь по логике [Текст] / А. А. Ивин, А. Л. Никифоров. — М. : Гуманитарный издательский центр Владос, 1998.
8. Ушакова, Т. Н. Детская речь — ее истоки и первые шаги в развитии [Текст] / Т. Н. Ушакова // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20. — № 3. — С. 59-69.
9. Филльоза, И. Что мне делать с моим ребенком. как пережить без проблем период от года до пяти лет [Текст] / Изабель Филльоза, худож. Анук Дюбуа. -Ростов н/Д. : Феникс, 2013, — 171 с.
10. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст] : учеб. пособие для вузов. — М. : ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
2. Vygotskij, L. S. Myshlenie i rech’ [Tekst] / L. S. Vygotskij. — Izd. 5, ispr. — M. : Labirint, 1999. -352 s.
3. Kol’cova, M. M. Rebenok uchitsja govorit’ [Tekst] / M. M. Kol’cova. — M. : Sovetskaja Rossija, 1973. — 160 s.
4. Lisina, M. I. Obshhenie, lichnost’ i psihika rebenka [Tekst] / otv. red. A. G. Ruzskaja. — M. : Institut praktich-eskoj psihologii, 1997. — 383 s.
5. Lurija, A. R. Lekcii po obshhej psihologii [Tekst] / A. R. Lurija. — SPb. : Piter, 2006 — 320 s.
6. Masaru, I. Posle treh uzhe pozdno [Tekst] / Ibuka Masaru, perevod s jap. N. Perova. — M. : Al’pina Non-Fikshn, 2011, — 221s.
7. Slovar’ po logike [Tekst] / A. A. Ivin, A. L. Nikiforov. — M. : Gumanitarnyj izdatel’skij centr Vlados, 1998.
8. Ushakova, T. N. Detskaja rech’ — ee istoki i pervye shagi v razvitii [Tekst] / T. N. Ushakova // Psiholog-icheskij zhurnal. — 1999. — T. 20. — № 3. -S. 59-69.
9. Fill’oza, I. Chto mne delat’ s moim rebenkom. kak perezhit’ bez problem period ot goda do pjati let [Tekst] / Izabel’ Fill’oza, hudozh. Anuk Djubua. — Rostov n/D. : Feniks, 2013, — 171 s.
10. Cejtlin, S. N. Jazyk i rebenok: Lingvistika detskoj rechi [Tekst] : ucheb. posobie dlja vuzov. — M. : VLADOS, 2000. — 240 s.